30 января 2014 г., 14:15
Звезды не ставлю ни одной. Не потому что ноль, а потому что не могу вообще оценить эту книгу - эту пятизвездочную книгу!, и навсегда потерять уважение тех, кто её любит. Хотя в мире-вакууме, где бы не давлел надо мной груз прежних оценок, спокойно поставила бы тройку. Скорее всего. И не мучилась –почему, почему не в силах я насладится этой историей в полной мере? Не в силах согласиться с большинством и поставить теги: уютно, у камина, солнечно, прекрасно и т.д. Разберемся.
Что понравилось?
КАРТИНКА. «СР» абсолютно зрима. Она пахнет, она имеет цвет, фактуру, объем. Перед моими глазами стоят все сады Пенелопы, каждый из её домов со своим характером, теплом, настроением. Я их вижу. Вижу места, в которых герои живут или жили, хочу попробовать то, что они готовят, интершум также –присутствует в полном объеме. Режиссер в моей голове, который снимал кино по той книге, не мучился с выбором натуры. Это круто.
ЯЗЫК. Книга просто льется. Лаконично, четко, спокойно, не перегружено -всего в каждом предложении взвесили именно столько, сколько надо. Описания не нудные, диалоги живые. В синтаксисе не заблудишься, в метафорах не утонешь. Просто отлично. Очень понравилось оглавление (мелочь, а приятно!) –каждая глава названа по имени одного из героев, но это не рассказы от первого лица и не стопроцентное погружение в историю именно этого человека, а просто немного смещенный градус повествования относительно Пенелопы, главной героини.
АТМОСФЕРА. Много моря, много солнца, много ветра. Много любви к жизни. Дороги, которые манят, отпуска, в которых остаются на год и даже вторая мировая, впервые у меня не вызывающая слез, тупой боли, отчаянья, страха, непонимания –как могли они, наши бабушки, ЭТО пережить? Здесь и в военное время начищают столовое серебро, ожидая гостей, достают бутылочку вина (что вы, не самую лучшую!), и о трудностях говорят, как в дочки-матери играют.
Что не понравилось?
При всем вышеописанном великолепии герои все раздражают. Все. Непонятные поступки с непонятной мотивацией. Мой внутренний режиссер взбешен. Оливия любит Космо, как «никого и никогда», но ах, как я могу выйти замуж, это же –выйти замуж! Объясните, почему? Потому что она –холодная сука? Нет, она у нас тонко чувствующая натура. (Если что, я не считаю, что выйти замуж –высшее достижение женщины, уважаю самодостаточность и все такое, но здесь остается только раздражение.) Нет, не выходи замуж, но добавь в этот поступок логики или отсутствия логики, как принципа жизни или еще чего-нибудь.
Пенелопа всю дорогу орет, как много она дала своим детям, но рожает Нэнси она чуть ли не с отвращением, преспокойно сваливает её на Дорис, преспокойно занимается своими делами и ребенок возникает только иногда как декорация на заднем фоне, которую Дорис «сегодня пораньше уложила спать». Едет с любовником в отпуск. Обсуждает все, что угодно –бензин, дорогу, что скажет папа, но ни разу даже не возникает вопрос –с кем оставить ребенка, этот вопрос даже не стоит! Это –не её забота. И любуясь на прекрасную Нэнси в детстве мы потом –бах!- волшебным образом получаем дуру-дуру с ужасными детьми, чмошным мужем, дурацкими жизненными установками и глупыми мечтами. Откуда она взялась, кто мне скажет? Над ней с удовольствием стебутся все –мать, брат и сестра, непосредственно автор книги, а я не понимаю - почему? Почему она такая стала? Почему она не имеет право быть такой?
Пенелопа не любит внуков. Странно любит детей от нелюбимого мужчины. Но одну любит чуть больше, потому что она как бы немножко от любимого мужчины. Дети не любят друг друга. Никто не любит никого. Все любят только Антонию. Ах, у меня там папа умер, а к маме не хочу, я приеду к вам? Моделью поработать? Ну не знаю, если вы так настаиваете, я подумаю. Только немножко отдохну пока тут, повыращиваю нарциссы. Что тут еще делать? Не посуду же мыть, это такое мещанство, это все так низко. Конечно, если приходящие подружки все убирают, живущие на верхнем этаже друзья платят за жилье, подруги матери вовремя уезжают и оставляют любовникам дом, в котором сама собой появляется еда, будем выше этих мещанских штучек! А нет ли у вас с доставкой на дом симпатичного садовника из хорошей семьи, я бы его полюбила и далеко ходить не надо? Бабушкины сережки нам в помощь!
Пенелопа рассказывает, как она любит папу и никогда не бросит, но потому мы узнаем, что последние годы рядом с ним была все та же Дорис!
Все нарочито. Автор боится, что вдруг я не пойму, какие прекрасные родители у Пенелопы и раз за разом напоминает, что они не против незаконного ребенка, не против любовника при живом муже и это для них нормально. И снова и снова и снова нам это говорят и говорят и говорят. Да поняла я уже! (Если что, я тоже не против, у меня было и то и другое но что же об этом орать! Люди не орут о том, что для них нормально –эй, у меня две ноги!).
Пенелопа гордится, что дала детям крышу над головой, но все дома –её родителей. Она гордится, что выкручивалась, живя с дурацким мужем, но на кой-то черт она же жила с дурацким мужем? Рожала детей даже? Где логика? Она делала это, чтобы выкручиваться и гордиться?
Ой, остановлюсь, а то как-то занервничала. Отдельно отмечу алкоголь, который льется с каждой страницы. Пьют все и всегда, виски и вино -такие же герои этой книги, как все остальные. И они там всегда в тему. Я люблю, когда алкоголь в тему.
Резюме:
Книга зацепила, а это –главное. Читайте, она безусловно стоит того, чтобы быть прочитанной.